Степень родства:
Бабушка, Донцова Любовь Ильинична
Дорогая моя, многострадальная Брянщина , мила ты моему сердцу. Люблю послушать соловьиные трели над красавицей Десной. Люблю золотые дали осеннего леса. И голос кукушки в весеннем лесу.Люблю кружева опят и дурманящий запах малины, узоры облаков и стрекотание кузнечика. Ценю своих трудолюбивых земляков. Бережно изучаю историю своего края. И это все во мне , в моей душе.
Весна .В небе появился журавлиный клин . И вдруг защемило сердце!
Я вспомнил, вспомнил.. Бабушка , бабушка рассказывала о далеких, страшных и мрачных временах огненного лихолетья…
Была земля и жесткой и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
О. Платонов
Моя бабушка, Донцова Любовь Ильинична, закончила Рогнединскую школу в огненном 1941 году. Над моей Родиной нависла черная мгла. Молодые, красивые – никто не думал о приближающейся беде. В одночасье рухнули все мечты. Все мальчишки из её класса ушли на фронт и не вернулись .
Мирное население, женщин, стариков, подростков мобилизовали копать противотанковые рвы в районе Олсуфьево. Земля тяжелая, народ полуголодный. Копали ночью, а днем часто налетали фашисты и бомбили, были раненные.Все верили, что вот эти глубокие земляные валы остановят врага.
…..В августе 1941 года фашисты оккупировали Рогнединский район. Самое страшное , как горели поля , колосья с налитым зерном. Люди плакали в причет.. Потом тайком, ночью собирали обгоревши зёрнышки и прятали на груди , возле сердца. Фашисты установили свой, «новый порядок». Выбрали старосту и наняли полицейских . Комендатура находилась, где сейчас здание аптеки. Односельчане отворачивались при встрече с полицейскими , молча плевали им в след.
В семье было четверо детей – подростков.. Моего дедушку прятали , одевали в женскую одежду, потому что мальчиков в первую очередь угоняли в Германию на работу. А бабушку заставляли стирать их бельё. Но она была комсомолка и не хотела этого делать . Однажды её чуть не ударили прикладом автомата за такое поведение. Но её сестра Клава согласилась, чтобы не накликать беду на всю семью.
Фашисты то уезжали, то приезжали. А местное население уже знало, что в окрестностях села в лесах появились партизаны. Руководил ими Платонов Петр Глебович. Собирали одежду, еду ,деньги, все что могли.. А мой дедушка на хромом , сивом коне вывозил подводу на окраину с едой и одеждой. Просился в лес , но не взяли. Он был худенький и маленький. Ничего не стоило пропасть в трудных партизанских условиях.
Бабушка однажды рассказала, что жителей деревни Кузеневка, чуть не расстреляли за связь с партизанами. Всё население выгнали на горку к церкви , поставили на колени перед автоматчиками и спрашивают, « среди вас есть партизаны». Матери плакали, дети хлопали глазенками , ничего не понимая. Спас положение Чуносов Василий Алексеевич, он работал в полицейском участке. В народе говорили , что он был связан с партизанами. В этот момент фашисты подожги все дома, люди вернулись на пепелище. Ни одежды, ни жилья, ни еды.
Район оказался в составе «красного коридора». Партизаны временно установили советскую власть, с апреля по 14 июля 1942 года.
А потом фашисты зверствовали, вешали ,сжигали деревни.
700 дней и ночей продолжалась оккупация района. Народ голодал. Ели прошлогоднюю картошку, делали шаники, ещё их называли в народе «тошнотики». Лебеда, клевер, кора липы , корни аира ,крапива, свекольник все шло в пищу. Хлеб делали из опилок, хвои и трав, немного мучной пыли. Кто послабее, стал пухнуть от голода, а потом и совсем не поднимался. Появился тиф. Многие жили в землянках, дома сгорели при бомбежке.
А потом начались страшные бои. Дивизии Брянского и Западного фронта стали теснить фашистов. Развернутым строем шли наши солдаты, освобождая родную землю. Мокрые от пота гимнастерки, черные от усталости, осунувшиеся лица . Моя бабушка и другие жители радостно выбегали навстречу.
В руки освободителям люди давали ,кто огурчик, кто кусок травяного хлеба.. Но солдаты не на секунду не останавливались. Всего лишь 20 минут назад фашисты спешно уходили, сжигая и уничтожая все на своем пути. Это был 1943 год!
Бабушка не может долго говорить о войне , плачет. А когда вдруг присядет на минутку и неожиданно что-то вдруг вспомнит – мне страшно . И в сердце у меня всё замирает , я обнимаю её и говорю, «не плачь, больше тебя никто не обидит»
Я смотрю на свою бабушку, которая незаметно пытается вытирать слезы, и удивляюсь, сколько силы, выносливости сокрыто в ней, в этой маленькой, хрупкой женщине. . Судьба, которая неотделима от истории Отечества. Вместе с Отчизной она вела войну с фашистами, радовалась Победе, восстанавливала разрушенное хозяйство, самоотверженно работала, передавала свой опыт и знания молодому поколению. Она стала учительницей. 40 лет воспитывала в детских домах осиротевших детей.
Моя дорогая бабушка, Ветеран труда, имеет медаль «Труженик тыла», « Отличник народного образования».
Бабушка, пойми мне нужны эти нечастые , тихие беседы .Мне становится понятно, что за каждым участником тех событий – искореженные жизни, перевернутые войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Они еще живы – участники войны и работники тыла , малолетние узники. Но человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, которая одна побеждает время. Пока жива память, жив и человек.
Я, ваш внук, вырасту, и ничего не забуду. Все расскажу вашим правнукам. И они тоже с волнением будут слушать мой рассказ о дедушке , инвалиде Великой Отечественной войны, Донцове Иване Ильиче. Он уже не может так много рассказать мне , но я бережно держу его руку. .Это история моей семьи , моей Родины . История о том, как сложилась судьба мирных жителей во время Великой Отечественной войны.