Семья Мальцевой Надежды (гр. ЭДБ-19-02)

«…Я немного опоздала на ежегодное празднование Дня Победы в кругу нашей большой семьи. Пришла уже к тому времени, когда прадедушка, собрав вокруг себя всех правнуков, рассказывал о том, как затронула их судьбу война и как унесла жизнь самого близкого для него человека- его отца.

– Мой отец, Брежнев Фёдор Михайлович, родился в 1913 году в селе Конарёвка Мелеузовского района. Как он сам не раз говорил, детство и молодость его были очень счастливыми. В 19 лет уже работал бригадиром колхоза «Путь Ильича». В 1933 году его призвали на срочную службу, служил 7 лет.

Когда началась война, в 41-ом, он сразу же отправился на фронт в расположение 22-й армии 170-й стрелковой дивизии. Я тогда был совсем маленьким, но до сих пор помню, как мама, провожая его, положила в карман отца маленький крестик на красной нитке. Помню, как он крепко обнял меня и поцеловал в лоб. Это был последний раз, когда я его видел…

Спустя много лет в мой дом принесли письмо, где в подробностях описывался путь моего папы на войне. Я помню его почти наизусть. Вот, что в нем было:

«Части 170-й стрелковой дивизии занимали оборону в Себежском на рубеже Заситино, Ветрянка, Теплюки (граница с Латвией). С 3 июля части дивизии вступили в бой с атаковавшими Себежский, частями мотострелковой дивизии SS «Мертвая голова». Дивизия вступила в бой в районе станции Зиелупе. Вскоре к Себежу были переброшены остатки вышедших из окружения частей 16-го стрелкового корпуса генерал-майора Иванова Михаила Михайловича. Вместе с ними части 170-й стрелковой дивизии сдерживали наступление противника вдоль дороги на Себеж, переходя в контратаки. К исходу 5 июля части дивизии были потеснены на 5-6 км. К исходу 12 июля дивизия отошла на рубеж: Клишино, Липники.

25 августа 1941 года Великие Луки были взяты, немцы замкнули кольцо окружения вокруг 22-й армии, однако направление на север от Великих Лук оставалось свободным и по нему из окружения вышли понесшие большие потери части 22-й армии. К 28 августа из состава 170-й стрелковой дивизии вышло не более трехсот человек личного состава. После выхода из окружения 170-я стрелковая дивизия была расформирована в связи с большими потерями в Великолукском котле.

Брежнев Федор Михайлович после ранения в 1941 попал в плен и был расстрелян фашистами, как командир Красной Армии.»

На глазах у прадедушки навернулись слезы. В комнате стояла тишина. Меня переполняли разные чувства. Я ощущала грусть и сожаление, что мой прадед в столь маленьком возрасте лишился отца, что миллионы детей и взрослых потеряли своих близких, а также испытывала гордость за своего предка. Но больше всего я чувствовала благодарность. Благодарность всем тем людям, благодаря которым я сейчас живу.»